находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки.
По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь, где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).
В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу, его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв. Богородице. После служения молебна перед Казанским образом («Моление старицы Иустины») царевич исцелился и стал часто посещать К. м., в котором подолгу молился пред чудотворной иконой Божией Матери. Он пожертвовал обители все имения, полученные в наследство от отца. Подвижническая христ. жизнь царевича и щедрая благотворительность, особенно помощь К. м., вызвали недовольство со стороны его соотечественников - касимовских татар, к-рые считали царевича отступником и искали случая его убить. Согласно монастырскому преданию, однажды на окраине города озлобленные люди напали на беззащитного царевича и избили его до полусмерти. 7 янв. 1677 г. Иаков скончался в К. м. и был погребен, согласно завещанию, справа от Казанской ц. Обстоятельства смерти и возраст царевича точно неизвестны - умер ли он вслед. избиения или по др. причинам (напр., в К. м. существовало предание о том, что царевича отравили родственники-мусульмане). По одной версии, ему было 17, по другой - 25 лет (см.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004; Он же. 2002). До кон. 30-х гг. XX в. в часовне на территории мон-ря сохранялась каменная плита над могилой царевича с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на Собор Иоанна Предтечи преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский». На плите была древняя «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна». Изображение царевича, хранившееся в К. м., было утрачено (Иероним (Алякринский). 1889. С. 97; Добролюбов. 1891. С. 72; Шишкин. 1892. № 7. С. 319-320).
Храмы и другие постройки Казанский храм с приделом во имя апостолов Петра и Павла был возведен на месте одноименного деревянного в 1715 г., при игум. Сапфире. Из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря был прислан иконостас с резными позолоченными царскими вратами. Справа в 1-м ряду иконостаса находился образ Господа Вседержителя, украшенный серебряным венцом, в позолоченном серебряном с финифтью окладе; слева - Казанская икона Божией Матери. Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично.
В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором.
Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский (Добролюбов. 1891. С. 46, 48). Видимо, церковь принадлежала монастырю и находилась на монастырской земле в Новом Посаде, за Никольским оврагом, в т. н. Новом Низовом городе. В нач. XVIII в. территория К. м. расширилась и включила Пятницкую ц., которая была в это время отстроена в камне. В 1735 г. на месте Пятницкого храма на средства касимовских купцов А. Г. Полежаева и Н. С. Вереина была построена ц. в честь Рождества Христова с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы. В 1792 г. церковь стала приходской (Иероним (Алякринский). 1889. С. 100. Примеч. 680; Правдолюбов. Религиозная история Касимова. С. 21, 33).
В 1817 г. игум. Серафима жаловалась архиеп. Рязанскому и Зарайскому Феофилакту (Русанову) на тесноту К. м. (на территории к-рого кроме храма располагались 36 отдельно стоящих келий и хозяйственные постройки) и просила благословение на увеличение площади обители. Указом Рязанской духовной консистории от 20 марта 1817 г. началось строительство каменной ограды, но в 1819 г. староста Рождественской ц. Иван Герасимович Грошев «разными по светской команде искательствами» остановил постройку. Дело дошло до Рязанского и Зарайского архиеп. Сергия (Крылова-Платонова), к-рый посчитал план постройки приемлемым и обратился к губернатору Н. А. Наумову с просьбой продолжать работы. Разрешение было получено. Но 20 мая 1820 г. Грошев послал в Святейший Синод прошение о запрещении строительства, т. к. епархиальное начальство собиралось присоединить церковь к мон-рю; Синод, рассмотрев объяснения архиеп. Сергия и разобрав обстоятельства дела, разрешил завершить строительство. Согласно указу от 26 авг. 1821 г., «распространение монастыря епархиальным начальством дозволено правильно, сообразно настоящему положению обители и Рождественской церкви» (Добролюбов. 1891. С. 71). Монастырская ограда была доведена с восточной стороны до алтаря, а с северной - до колокольни Рождественского храма. По данным «Ведомости о монастырях», в 1739 г. в К. м. находились также 22 деревянные настоятельские и монашеские кельи «длиною на 89, поперег от 3 до 4 сажень». К 1821 г. в обители проживало 100 насельниц в 36 кельях; в каменной ограде с восточной стороны устроены 42 лавки, крытые тесом, «для бывающей ежегодно 8 июля ярморки, а на четырех углах оной каменныя башни, на каковое устроение игумениею монастырской суммы употреблено 32 000 руб.» (Там же. С. 55, 61, 71).
К 1917 г. в К. м. были 2 храма, настоятельский и 2-этажный сестринский корпуса на 28 келий (1910); корпус для трапезной и 2-этажное здание для просфорни и келий (1908-1913); два 2-этажных корпуса (первые этажи каменные, вторые - деревянные), 6 одноэтажных корпусов и 4 флигеля сестринских келий; деревянная сторожка, 4 амбара, скотный двор с конюшней и каретным сараем, в саду - деревянный флигель; вокруг обители - каменная стена со св. воротами; за стенами монастыря - 2-этажный флигель с надворными постройками и деревянный флигель; на сенокосной даче на Толстиковском хуторе - деревянная изба и флигель для рабочих; на лесной даче в Малееве - сторожка с небольшим двориком (ГАРО. Ф. 627. Оп. 235. Д. 558. Л. 57).
Святыни. По писцовым книгам 1627 г., в Казанском храме помимо чудотворной Касимовской Казанской иконы почитался образ прп. Макария Желтоводского, «обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева».
Царской семьей были вложены в обитель 2 иконы: одну пожертвовала царица Фатима, другую - мать царевича Иакова Мария Никифоровна (урожд. Плещеева). Обе иконы были украшены искусной вышивкой серебром по шелку, согласно преданию выполненной ими собственноручно.
В ризнице К. м. также хранилось напрестольное Евангелие 1640 г. малого размера с надписью: «Лета 7150 мая в 4 день дана сия книга евангелие напрестольное с евангелисты серебренными в Касимов город на посад в новодевичь монастырь к церкви пречистыя Богородицы Казанские при священнике Филарете да при Харалампие да при диаконе Мартине и за эту книгу велеть написать во вседневной сенодик род Федора Максимовича Матюшкина и родителей написать: раба Божия Максима, Григория, Ирины, Семиона, Алексея, Андрея, млад. Настасью, Ирину, Анну, Емельяна, млад. Евдокею, млад. Корнилия, млад. Козму, Евдокеи, млад. Никона, Василия, и из монастыря сию книгу не продать и никому не отдать».
По преданию, царевич Иаков в благодарность за исцеление пожертвовал в К. м. 2 богатых священнических облачения, тканных серебром по красному рытому бархату. Из обветшавших облачений впосл. были сделаны 2 пелены (Добролюбов. 1891. С. 72), которые до 1933 г. находились в Пятницкой ц.
Насельницы, хозяйство. В 1688 г. игумения и сестры «били челом» великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о хлебной руге, ссылаясь на то, что «царевич Василий Аросланович (сын Алеевича) и мать его царица Фатима Салтан Сеитовна, и их, игуменью с сестрами, кормили и поили и на одежду давали из своих доходов». В янв. 1698 г. повелевалось «давать [игумении] в год ржи по три четверти с осминою, овса тож, а рядовым двадцати четырем старицам ржи и овса по две четверти с осминою» и часть от таможенных и кабацких доходов в Касимове. 9 авг. 1715 г. право на получение ружного жалованья было подтверждено царем Петром I (Иероним (Алякринский). 1889. С. 110; Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 338). Согласно описи 1764 г., игумении и 17 монахиням из Касимовской воеводской канцелярии выплачивалось 5 р. 25 к. в год; также они получали рожь и овес. О причте, состоявшем из 5 священнослужителей, сказано: «Оные попы, диакон с причетники жалованья ни откуда не получают, а питаютца подаянием от приходящих в монастырь боголюбивых людей». В ведомости за 1794 г. в К. м. значились игумения, казначея, 12 монахинь и схимонахиня (ГАРО. Ф. 627. Оп. 53. Д. 116. Св. 766. Л. 1 об.).
К 1857 г. доход К. м. складывался из торговли свечами, продажи казенных келий, от сдачи в наем пашенных земель и рыбной ловли, постоя в монастырском флигеле, процентных отчислений за поминовение, вкладов за погребение и сборов «по книгам и без оных». Т. о., доход К. м. составил 2651 р. 85 к. «с остатком 1856 г. в 3878 руб. 70 коп., с окладной суммой 3944 руб. 75 коп.» (Там же. Оп. 238. Д. 103. Св. 7. Л. 18).
В 1885 г. в К. м. по штату служили 2 священника, диакон и псаломщик. В годы первой мировой войны на территории К. м. действовал лазарет, монахини оказывали посильную помощь раненым.
К. м. не был общежительным. Сестры покупали дома; трапеза была общей, но отсутствие отдельного помещения для нее не позволяло всем присутствовать за столом. Насельницы получали от монастыря скудные средства, нек-рым приходилось добывать еду, одежду самим, монастырскими дровами пользовались единицы. В 1895 г. в Рязанской консистории было заведено «Дело об удалении из Касимова бывших послушниц Агриппины Михайловой и Параскевы Тришкиной и о разных неустройствах и беспорядках по оному монастырю», из которого следовало, что в 1891 г. по распоряжению рязанского епархиального начальства из К. м. (а затем и из г. Касимова) были высланы послушницы, недовольные ведением монастырского хозяйства. Они распространяли слухи и «внушали неповиновение настоятельнице». Был направлен указ, в к-ром правящему архиерею повелевалось сделать все зависящее от него, чтобы хозяйство в К. м. велось должным образом. 3 июля 1896 г. еп. Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский) распорядился назначить в К. м. к престарелой и болезненной игумении Евпраксии для правильного ведения монастырского хозяйства «в качестве экономки» опытную насельницу рязанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря мон. Иннокентию «с тем, чтобы она, не вмешиваясь в управление монастырем, ежемесячно доносила… о состоянии экономии, о всех порядках монастыря» (Там же. Оп. 235. Д. 558. Л. 15).
Мон-рь располагал неприкосновенным капиталом в кредитных билетах в размере 27 889 р.; земельные владения «под огородом» составляли 988 кв. саж., 50 дес. 204 кв. саж. находилось «под кустарником» около с. Малеева в Горячкиной пустоши, было 113 дес. луговой земли в Елатомском у. возле Толстиковского перевоза на р. Оке.
После 1917 г. при монастырской Казанской ц. было образовано «религиозное общество», просуществовавшее до 1930 г. 11 дек. 1919 г. настоятельница К. м. игум. Анфия подала в Рязанский епархиальный совет рапорт о ликвидации обители (ГАРО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 2. Л. 132). В 1922 г. из храма была изъята риза с Касимовской Казанской иконы Божией Матери.
В 1920 г. Параскевинская ц. была обращена в приходскую, при ней подвизалось неск. насельниц мон-ря; старостой храма была выбрана мц. Вера Самсонова. Настоятель сщмч. Николай Правдолюбов и его брат мч. Владимир решили собрать и опубликовать материалы о Касимовских святых, в частности о царевиче Иакове. Самсонова помогала о. Николаю и Владимиру составлять эту брошюру. Летом 1935 г. почитатели блж. Матроны Анемнясевской (Беляковой) и царевича Иакова - о. Николай Правдолюбов с братом Владимиром, Вера Самсонова и блж. Матрона Анемнясевская (Белякова) были арестованы. 23 июня 1930 г. Казанский собор был закрыт, 30 июля постановлением Рязокрисполкома передан под хлебопекарню, а в кон. 30-х гг. XX в. разрушен (ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Л. 667-670). Монастырская чудотворная Казанская икона вместе с образами, пожертвованными царицей Фатимой и матерью царевича Иакова, была перенесена в Пятницкую ц. Ко 2-й пол. XX в. находившаяся над могилой царевича Иакова часовня была уничтожена, местоположение захоронения установить невозможно. К нач. XXI в. от монастырских строений остались неск. сестринских корпусов, фрагменты стен и 2 башни.